Фильм Александра Рогожкина «Особенности национальной рыбалки», как и его предшественник про охоту, претендующий на показ вечных и неизбывных примет русского характера, внезапно устарел незадолго до выхода на экраны.
В этом смысле отечественный критик, поставивший своей целью объяснить, почему пользующийся у народа успехом фильм плох, оказывается полностью обезоружен простым фактом, а именно: такого рода произведения приносят много пользы и почти никакого вреда. Во-первых, развлекательно: почему бы юным существам не провести полтора часа с доброй ухмылкой на лицах? Во-вторых, питательно: национальные особенности по новой моде российских кинотеатров сопровождаются поп-корном и пивом. В-третьих, не агрессивно: битва за водку «Урожай», которую ведут герои на протяжении всего фильма, объединяет егеря и прокурора, генерала и подводника-еврея, финского писателя и «нового русского». Водка, а вовсе не английский (как нас учили в школе), оказывается языком межнационального общения.
В отличие от первого фильма, в «Рыбалке» есть вполне условный сюжет, но нет драматургии (как, впрочем, и почти во всех наших фильмах). Мужики решили развлечься настоящим мужским делом рыбалкой, взяли 16 ящиков «Урожая» и отправились на катере в море. Не заметили, как заехали в Финляндию, ничто их там не удивило (видимо, в окрестностях Петербурга есть места не хуже). Проспавшись утром, все поняли и решили удирать, забыв в суматохе 15 невыпитых ящиков в стране с «сухим законом». Остаток фильма посвящен тому, как мужиков жаба душит хочется получить спиртное обратно. Для осуществления задуманного мобилизуется военный флот и даже подводная лодка. «Урожай» спасли, но выпить его героям не пришлось все пошло на топливо маленькой прожорливой субмарине. Мужики тем не менее счастливы: отыскав на дне морском коньяк 200-летней давности, они пьют за единение. Действительно, какая разница, что пить лишь бы за дружбу.
Все окончилось бы ко всеобщему удовольствию, если бы не «август, проклятая эта пора…» Фильм снят в безмятежные, сытые времена, когда всего много, и Финляндия отличается от России лишь в невыгодную сторону водки не достать. На этом фоне русский мужик вальяжен, добр и велеречив. Минутное расстройство испытывает, лишь узнав (по мобильному телефону, конечно), что жена в его отсутствие уехала отдыхать на Кипр. Теперь же, когда самолеты на Кипр летят пустыми, а мужики вместо рыбалки и философствования вынуждены заниматься несвойственными им скучными вещами типа поисков работы, вдруг понимаешь, что это уже другое кино.
Как остроумно заметил один московский критик, фильм Рогожкина нужно показывать МВФ в качестве наглядной агитации. Вот каков русский человек в сытости весел, слегка небрит, чуть пьян, добр и готов дружить со всеми. А не дадите денег берегитесь: медведь-шатун, не накопивший жирка на зиму, выходит из берлоги и становится опасным. Мысль неглубокая, но богатая на примеры.