Теперь наш путь лежит в край северного сияния и вечных льдов. Вернувшись в Тронхейм, мы самолетом отправляемся в город Тромсe, который находится в 300 км к северу от Полярного круга. Это крупный научный и образовательный центр Норвегии, место, откуда стартовало большинство полярных экспедиций. Здесь много музеев (в морском музее, единственном, который мы успели посетить, можно на расстоянии вытянутой руки рассмотреть и треску, и зубатку, и палтуса, и даже морского котика).
В центре города в горе находится подземный разветвленный тоннель со своими перекрестками, светофорами, телефонами-автоматами. Въехав в него с одной стороны, можно подняться на поверхность уже в другой части города.
Вместе с руководителями компании РОСТРЭВЕЛ мы отправляемся на борт роскошной прогулочной яхты, принадлежащей туристической компании ARCTIC VOYAGER, чтобы совершить обзорную экскурсию по прилегающей к берегу акватории. Оказывается, здесь, в Норвегии, очень хотят видеть и VIP-клиентов из России. Представители фирмы уверяют, что на этом судне можно уходить на рыбалку хоть на несколько дней. Ночевка возможна прямо на борту (о да, я видел эти спальни!) или в одном из забронированных на берегу коттеджей. Я же глядел на эти обшитые натуральной кожей диваны и зеркальный паркет под ногами и все размышлял, где бы я положил здесь добытый трофей, чтобы дать ему дубинкой по башке, и где бы поставил ящики для улова. Впрочем, в этом, должно быть, и заключается особый кайф, когда, арендовав судно за несколько тысяч евро, ты можешь делать «это» прямо на паркете.Из Тромсe до места, где мы намерены провести ближайшие несколько дней, около 70 км. Дорога, по которой катит арендованный нами в городе микроавтобус, красива и безлюдна. То справа, то слева, в прогалах между елями открываются величественные виды на фьорды и окружающие их горы, вершины которых покрыты вечными снегами. На подъезде к поселку у дороги стоит и смотрит на воду огромный 10-метровый Санта-Клаус.
Перед входом в дом стоит пара детских лыж. Неужели так и лежат здесь с зимы? Ничего подобного, из дома выходит наш юный сосед, берет в охапку горнолыжное снаряжение и отправляется с отцом в горы. Оказывается, на горных лыжах здесь можно кататься круглый год.
Выясняется, что наше временное пристанище — это построенные всего пару лет назад весьма комфортабельные апартаменты, т.е. здесь есть полноценная кухня со всем необходимым: набор посуды, плита, кофеварка, посудомоечная машина.
За время нашего недолгого пребывания в Норвегии мы успели почувствовать, что страна эта — не из дешевых. Если пополнять внутренние резервы только в ресторанах, то бюджет рыболовной поездки может увеличиться на порядок. По-моему, оптимальный вариант проживания здесь — это апартаменты, если, конечно, перспектива самостоятельного приготовления пищи не вызывает у вас аллергической реакции. Если готовить самому, а здесь для этого есть все необходимое, и покупать продукты в находящемся по соседству супермаркете, то появляется возможность не только существенно сэкономить, но и получить удовольствие от самого процесса, ведь свежепойманную морскую рыбу довольно трудно испортить.
Утром отправляемся на воду на судне, которое специально предназначено для морской любительской рыбалки. Капитан утверждает, что оно может взять на борт за один раз до 15 рыболовов. Слава Богу, сегодня не придется толкаться локтями, ведь нас всего пятеро: наша команда из трех рыболовов, еще один чешский журналист и наш новый гид. Само собой, здесь можно поймать хорошую треску, люра, пикшу, менька, но мы попросили гида показать нам самую интересную здешнюю рыбалку — ловлю палтуса.
Палтус считается здесь достойной и ценной добычей. Ловят его на твердом песчаном дне, на глубинах от 100-150 м. Снасть, которой пользовался наш гид (кстати, тоже немец, а не местный житель) изображена на рис.2. Стоит ли говорить, что все ее элементы должны выдерживать высочайшие нагрузки, ведь экземпляры под 10 кг здесь вовсе не редкость. Это относится не только к леске и удилищу, но и к вертлюжкам, поводкам и т.д. В качестве нарезки для насаживания на крючки он использовал самую разную рыбу, пойманную нами на обычные снасти для отвесного блеснения, о которых я уже упоминал выше. Поскольку судно дрейфует, тяжелое 300-граммовое грузило медленно волочится по дну, и велика вероятность, что оно застрянет в расщелине меж камней. Вот почему поводок, к которому оно крепится, делают из более тонкой лески.
Ловля палтуса — дело серьезное. За неполных два дня ловли нам так и не суждено было дождаться его поклевки, но зато на эту снасть наш гид бойко ловил самую разную рыбу (особенно часто попадался менек).
На первый день пришлись главные рекорды нашей поездки. Клев, как обычно, резко усилился сразу после полудня, вслед за начинающимся приливом. Александр Петров, президент компании РОСТРЭВЕЛ — рыболов опытный. Когда его спиннинг как-то особенно круто изогнулся в дугу после очередной поклевки, он не стал судорожно вращать рукоятку катушки. Действовал размеренно, с расстановкой, постепенно выкачивая рыбину со 100-метровой глубины. Это был тот редкий случай, когда ему понадобился багор, чтобы поднять добычу на борт. В треске было не меньше 10 кг. По самым строгим меркам это уже считается экземпляром «выше среднего». Члены команды почтительно закивали головами.
Алексей Петров, генеральный директор компании, дабы не отставать от отца, вытащил на палубу единственную пойманную за всю нашу экспедицию зубатку. И хотя вес трофея не назовешь выдающимся (в ней было не более 3-4 кг), сработал эффект новизны, и рыболов тоже стал героем дня. Несмотря на свой молодой возраст, зубатка была наделена всеми признаками родового уродства. Но как только блесна была со всеми предосторожностями извлечена из ее страшной пасти, ценная добыча заняла почетное место в ящике с пойманной рыбой. Говорят, она обладает исключительными гастрономическими свойствами. И действительно, вечером Петровы пригласили сотрудников редакции на рыбный ужин, мастерски приготовленный из собственного улова.
На второй день мы отправились в море на небольшом рыболовном катере. Посудина была не из новых, но отлично подходила для наших рыболовных дел. Ориентируясь по карте глубин, найденной в нашем номере и несущей на себе ценные пометки, сделанные какими-то рыболовами, вскоре мы нашли интересный «проплыв» вблизи высокого обрывистого берега. С него, с высоты 8-этажного дома бежали вниз водопадики. Поклевки менька следовали здесь буквально на каждом проплыве, попадались особи весом от 2 до 4 кг. Правда, приходилось ставить самые тяжелые приманки и очень долго ждать, пока они опустятся на 140-метровую глубину. В некоторых местах дрейф был настолько сильным, что блесна уходила далеко в сторону, так и не достигнув дна. В этом случае всегда лучше вымотать снасть и попробовать снова опустить ее на дно, чем «травить» леску до бесконечности.
Как я уже говорил, главный секрет эффективной работы со снастью — постоянный контроль дна. На словах это звучит просто, но при ловле на 100-метровой глубине и дрейфе поверьте, не все так очевидно. На мышечные ощущения полагаться здесь трудно, а вот участок лески от «тюльпана» до поверхности воды дает всю необходимую информацию. Если он провисает, значит, приманка на дне, но упаси бог волочить ее за собой по дну. Почувствовав, что рельеф повышается или понижается, нужно оперативно подмотать или сбросить леску перед каждым очередным рывком. Обычно это один-два оборота катушки. Поклевки начнутся, как только удастся сделать на дне полноценную ступенчатую проводку.
И вот еще о чем стоит подумать перед поездкой в Норвегию — об экипировке. Непотопляемый комбинезон здесь совершенно необходим, и даже если в ваши планы не входит падение за борт, он спасет от холодных арктических ветров, защитит одежду от соленой воды и рыбьей слизи. Впрочем, и комбез, и специальный упор на пояс, куда вставляется комель удилища при вываживании, — все эти необходимые вещи можно приобрести здесь повсюду. В любом супермаркете есть специальный рыболовный отдел.
И еще один прибор, который способен существенно увеличить ваши шансы на успех — это GPS-навигатор. С ним не только проще ориентироваться в незнакомом месте, но и легче повторно выйти на уловистые точки. Лично я на всякий случай занес в свой спутниковый навигатор несколько мест, где были пойманы наиболее крупные экземпляры, — вдруг представится случай когда-нибудь вернуться сюда вновь?!
В день, когда мы возвращались домой по маршруту Тромсe — Стокгольм — Москва, я услышал по радио интересное сообщение: в Норвегии зафиксирован уникальный факт нападения полярного орла на медвежонка, которого птица унесла прямо из-под носа растерянной матери. Это первый в истории мировой науки случай, когда орел напал на белого медведя, у которого, как считалось, в природе нет естественных конкурентов. Произошла сенсация как раз в дни нашего пребывания в тех краях. Более того, гид несколько раз показывал нам полярных орлов, круживших в высоте над вершинами покрытых снегом гор.
И тут я, наконец, понял, что произвело на меня самое сильное впечатление от этой поездки, — ведь я никогда не был особым поклонником морской ловли.
Мне выпала редкая возможность предаваться любимому занятию на лоне нетронутой человеком, дикой и могущественной северной природы, где по отвесным берегам фьордов текут в море водопады с кристально чистой водой, а над ледником соседней горы кружит огромный полярный орел.
И кто знает, что придет ему в голову в следующую минуту…